Проблема излишнего расхода масла в двигателях 1.8/2.0 TSi

Опубликовано: 23.06.2016

Введение.

Тема расхода масла в двигателях 1.8/2.0 TSi 2009–2011 года настолько часто обсуждается, что давно и прочно занимает лидирующие позиции в поисковиках Интернета. О решении этого вопроса доступными способами, с заменой деталей ДВС, не написали, наверное, только очень ленивые товарищи в форумах VW. )) Но тем не менее практически во всех материалах присутствует только поверхностное объяснение, базирующееся на официальной версии: неверный расчет конструкции и размеров маслосъемного кольца поршня. Для замены детали (поршня) этих материалов, в принципе, вполне достаточно, но речь сейчас пойдет не о замене, а о попытке уменьшить расход масла без замены. На что нужно обратить внимание? На трудности процесса, а также критерии отбора для эффективного проведения операции очистки маслосъемных колец.

Конструкция поршня как основа проблемы

Обычно большинство статей начинается с иллюстраций такого рода.

Поршень Кольца Поршневые кольца

При разных эксплуатируемых маслах вид поршневых колец может быть разный, но результат один — огромный расход масла, доходящий до 1 л на 300–500 км. Интересно, что в большинстве фото демонстрируется состояние маслосъемных колец по внешнему диаметру. Создается впечатление, что именно в этом параметре и кроется сущность проблемы, достаточно очистить кольцо, и проблема будет решена… В ответ на это хочу представить фото поршня с расходом около литра на 500 км.

Неисправный поршень

Хорошо видно, что калиброванные отверстия в маслосъемном кольце чистые, но тем не менее расход есть. Почему так получается? Потому, что проблема заключается не только во внешних отверстиях, но и во внутренних каналах. В частности, необходимо учитывать конструкцию сепаратора.

Отложения

…они способствуют таким отложениям на ВНУТРЕННЕЙ части маслосъемного кольца.

Отложения на внутренней части кольца

Отложения весьма жесткие, и даже при механической очистке нужно приложить усилия, чтобы достичь обычного состояния.

Отложения на внутренней части маслосъемного кольца

Напоминаю, основа проблемы заключалась именно в том, что конструкция самого поршня, исходя из общей концепции этого ДВС (как заявлено в официальном SSP), подразумевала значительное снижение трения между поршнем и стенкой цилиндров, вместе с облегчением шатунно-поршневой группы. Именно это и способствовало уменьшению толщины маслосъемного кольца и появлению калиброванных отверстий, изменению самой конструкции поршня. Надо сказать, что производитель «до последнего» не хотел отходить от этой концепции, и, даже увеличивая толщину маслосъемного кольца, оставил калиброванные отверстия.

Поршень

(…указан поршень для мотора 1,8 л, но в моторе объемом 2,0 л была аналогичная ситуация c конструкцией маслосъемного кольца…)

…и только в последней ревизии…

Номер детали …полностью вернулся к старой, проверенной конструкции маслосъемного кольца. Поршень

В данном случае показан поршень KS. Для оригинального поршня вообще отказались от отверстий в корпусе целого кольца и сделали «наборный» пакет колец.

Желающие увидеть, как выглядят маслосъемные кольца на оригинальном поршне, могут посмотреть здесь, ссылка уже была , но менять за свой счет дополнительно к поршню еще и шатун готовы далеко не все владельцы, поэтому его мы обсуждать не будем. ))

В дополнение к вопросу хотел бы напомнить, что по сравнению с конструкциями поршней старых моторов, где не было применено максимальное облегчение поршня и присутствовала стандартная, а не урезанная «юбка» поршня, у новой конструкции предусмотрено всего 4 дренажных канала слива масла с поверхности стенок цилиндров.

Дренажные каналы

Обратите внимание на неравномерность окраски днища поршня: видна «намытость» поршня с одной стороны. Так обычно выглядит поршень при выходе из строя регулирующего клапана форсунки охлаждения (давление открытия ниже заданного, клапан практически не закрывается). Разумеется, такие форсунки надо менять во избежание просадки общего давления масла в системе в дальнейшем.

Когда идеально очистить маслосъемные кольца все равно недостаточно?

Рано или поздно перед владельцем, уставшим регулярно и помногу заливать моторное масло в свой автомобиль, предварительно испробовав продукты разных производителей, встает просто исторический вопрос: «Что делать дальше?» Разумеется, учитывая вышесказанное, проще всего заменить поршневую группу, взяв новую доработанную версию, но далеко не у всех, как выясняется, для этого есть средства в полном объеме. О сложностях очистки проходных сечений специальными средствами раскоксовки я уже писал выше. В этом процессе имеют огромное значение температурный режим, предварительная подготовка, общее время, затраченное на операцию. Бывает, что самая тщательная и щепетильная очистка маслосъемных колец, сепараторов, дренажных каналов в поршне не приносит ожидаемого результата, если быть точнее — расход масла впоследствии не снижается. Какие это случаи? Например, предельный износ рабочих кромок маслосъемного кольца. Маслосъемное кольцо в таком состоянии выглядит вот так.

Профиль нового кольца

А вот так выглядит (для сравнения) профиль нового кольца.

Профиль нового кольца

Обратите внимание: рабочие кромки кольца на первом фото практически стерлись до «основы» кольца. Без рабочих «буртиков» кольцо практически теряет возможность аккумулировать масло в промежуточном пространстве и переводить его в полном объеме через отверстия в маслосъемном кольце и дренажные каналы во внутреннюю часть поршня. Изменится ли положение дел, если очистить эти каналы? Нет, к сожалению, не изменится. В данном случае поможет только замена поршней вместе с комплектом колец. Тут возникает самый главный вопрос, на который по-прежнему нет ответа: как определить состояние рабочих кромок маслосъемного кольца, не разбирая ДВС? Есть определенные признаки при проведении цикла промывок, которые могут косвенно «говорить» об этом, но во всех остальных случаях (при условии, что сами поршни будут «сухими», без масляной пленки на торце) определить состояние рабочих кромок маслосъемного кольца без снятия поршня не удастся.

В заключение — выбор вероятностей.

При выборе варианта устранения расхода масла надо помнить, что присутствует определенный, хотя и достаточно малый, процент автомобилей с критическим износом маслосъемных колец. Он зависит от сроков обслуживания, температурного режима эксплуатации, качества масла. Конечно, процедура обработки колец обходится в десятки раз дешевле полноценной замены деталей, но надо помнить, что:

  • При критическом износе маслосъемных колец обработка становится неэффективна, и хороших результатов по снижению расхода масла ДВС она не принесет.
  • Процедуру придется повторять через фиксированный интервал обслуживания (в среднем — около 30–40 тыс. км).

Каким образом решить вопрос расхода масла ДВС, конечно, решать Вам. Со своей стороны, я надеюсь, что помог Вам понять начальные критерии и основные сложности проведения операции по очистке маслосъемных колец.

Денис Карпов